21 января в Syntax Gallery открывается проект «DTM» — ретроспективная выставка живого классика соц-арта Александра Косолапова. 

В названии второй по счету персональная выставка Косолапова в России зашифрованы три имени — «Дюшан, Малевич, Татлин». Чтобы продемонстрировать способность популярных символов современности к смысловым метаморфозам, художник превратил Татлинскую башню III Интернационала в физкультурный снаряд, а усатую «Мону Лизу» Дюшана — в портрет Владимира Путина.

Скульптор-монументалист и выпускник Строгановки — Александр Косолапов еще в 75-м эмигрировал в США, а всемирная известность к пришла к нему в 1982 году — после презентации его знаменитой работы «Ленин — Coca-Cola». Вы наверняка отлично ее помните: на красное поле наложены вырезанные из журналов портрет вождя, логотип компании и ее девиз «It’s the Real Thing».


Другая широко известная работа художника называется «Икра-ЛЕФ», она выложена в качестве изображения события. Это автопортрет, отсылающий к знаменитому снимку Александра Родченко — портрету Осипа Брика 1924 года. На снимке Родченко вместо правого стекла очков вставлен знак литературного объединения 1920-х годов «Левый фронт». У Косолапова — этикетка или крышка от советской банки с черной икрой. И еще неизвестно, что опаснее: увлечение левыми идеями или потребление черной икры. Как и в случае с напитком, дело не в ее качестве — это символ консюмеризма. На ту же тему картина «Голубая икра», изображающая крышки от деликатеса в духе уорхоловских «портретов» супа Campbell и кетчупа Heinz. 

В 2005 году из экспозиции выставке «Русский поп-арт», проходившей в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу, по указанию директора галереи изъяли работу Александра Косолапова «Икона-икра». Поводом к этому послужило письмо в адрес директора музея Валентина Родионова от прихожан храма Св. Николая в Заяицком, в котором утверждалось, что «данный объект возбуждает в авторах сего письма социальную и религиозную ненависть и вражду».

Художник был возмущен и сообщил, что его работа — «комментарий к высказыванию Энди Уорхола о том, что в Америке кока-колу пьет и президент, и нищий. Русская концепция потребления отличается от западной именно тем, что она авторитарна и иерархична: тут президент икру ест, а простой человек — нет. Это дискурс о постсоциалистической России, религию я не затрагиваю». Косолапов также направил директору ГТГ открытое письмо, в котором заявил, что «решение о снятии работы под давлением группы граждан является беспрецедентным случаем в практике музея мирового уровня и оскорбительным лично для меня как художника».

Вот оно — актуальное искусство! И Клуб «418» не упустит возможность увидеть новую выставку художника, которая будет доступна для посещения вплоть до 26 февраля 2021 года.

Возврат к списку